«Сделано в России»: компания Bobcat локализовала производство экскаватора-погрузчика на территории РФ

Продукция компании Bobcat, занимающая лидирующие позиции в сфере проектирования, выпуска и продаж компактной спецтехники, давно пользуется популярностью в мире, и Россия не является исключением.

Логотип Bobcat

Машины с рысью на логотипе завоевали сердца российских потребителей и места в их автопарках благодаря сочетанию мощности, надежности, производительности, маневренности, долговечности и эксплуатационного удобства. К настоящему моменту Bobcat занимает первое место на отечественном рынке среди производителей погрузчиков с бортовым поворотом и мини-погрузчиков на гусеничном ходу, а на долю концерна приходится более половины продаж в указанных нишах.

Совсем недавно отношения Bobcat и рынка спецтехники РФ, которые длятся уже более 35 лет, вышли на принципиально новый уровень. Так, первый раз за 60 лет деятельности концерна на мировой арене было налажено локализованное производство продукта под брендом Bobcat на территории РФ.

Bobcat B780

Речь идет об экскаваторе-погрузчике Bobcat B780, который теперь будут изготавливать на расположенном в Елабуге предприятии АО «ПО ЕЛАЗ». Пресс-тур по производственной линии для представителей профильных СМИ прошел 22 января 2020 года.

Данное событие стало серьезной, стратегически важным этапом в жизни Bobcat, входящей в состав машиностроительной корпорации Doosan Company. Собственно, Bobcat на английском означает «рысь», а слоган концерна, "One Tough Animal", переводят как «Непобедимый зверь». И это не просто красивые слова. С момента основания компания идет по пути инновационного развития и планомерного покорения мирового рынка, производя и поставляя универсальные, сильные и ловкие, как рыси, машины.

Чтобы отстаивать звание лидера, бренд регулярно пополняет продуктовый портфель новыми моделями, а также расширяет зоны присутствия, налаживая не только каналы сбыта в разных странах, но и открывая новые производства. Так, еще в 2000 году Bobcat купил французский завод телескопических погрузчиков, а в 2016 году руководство компании решает расширить линейку еще одним стратегически важным и востребованным продуктом – экскаваторами-погрузчиками.

Первым этапом на пути реализации этой амбициозной цели стало заключение соглашения о сотрудничестве с турецким холдингом Çukurova Group, владеющим заводом по изготовлению экскаваторов-погрузчиков в городе Тарсус (Турция). Затем инженеры обеих компаний совместно доработали и улучшили конструкцию машин в соответствии со стандартами Bobcat, после чего на мощностях предприятия стали выпускать экскаваторы-погрузчики первого поколения с рысью на логотипе, соответствующие экологическому стандарту Stage III. Уже начиная с 2016 года, изготовленные на турецком предприятии машины, стали поставляться на рынки стран Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. В 2017 году экскаваторы-погрузчики Bobcat появились на рынке РФ.

Ввиду увеличенного спроса среди российских потребителей на экскаваторы-погрузчики Bobcat, а также возросшего утилизационного сбора было решено локализовать производство этой техники на территории нашей страны. Вопрос оставался только в выборе партнера, впрочем, и он решился достаточно быстро.

В этих целях был организован тендер. Елабуга, где находится особая экономическая зона «Алабуга», предложила компании наиболее выгодные условия для ведения бизнеса. Плюсом стал и тот факт, что с 2013 года на самом заводе ЕлАЗ в тандеме с уже озвученной выше компанией Çukurova, которая является и партнером Bobcat, изготавливают экскаваторы-погрузчики под марками Tarsus и ELAZ-BL. Кроме этого, производство ЕлАЗ сертифицировано по стандарту ISO 9001-2015, что соответствует высоким требованиям холдинга Bobcat.

Поэтому переговоры компании Bobcat с заводом ЕлАЗ о совместном выпуске экскаваторов-погрузчиков Bobcat, начавшиеся в 2018 году, были вполне закономерны и привели к решению о запуске локализации производства этих машин.

Как сообщила представителям СМИ во время пресс-тура менеджер продуктовой линейки экскаваторов-погрузчиков Bobcat Гюль Налчаджи, отечественный рынок в данном сегменте дорожно-строительных машин обладает для компании серьезными перспективами и потенциалом для роста. По словам руководства концерна, именно благодаря локализации производства B780 Bobcat сможет не только увеличить долю на отечественном рынке, но и заключать контракты с государственными и муниципальными организациями, и, кроме этого, фирмами, оказывающими услуги по аренде спецтехники.

Выгодным новый проект стал и АО «ПО ЕлАЗ». Как поведал журналистам генеральный директор завода Камиль Галимов, изготовление машин под брендом Bobcat на мощностях предприятия способствуют повышению качества собственной продукции ЕлАЗа и помогает поддерживать статус социально ориентированного предприятия.

Локализованный выпуск техники Bobcat в России на руку и экономике РФ в целом, так как благодаря этому сотрудничеству многие отечественные компании получили заказы. Плюс к этому, согласно постановлению правительства РФ, локализованные транспортные средства имеют право на участие в тендерах по закупкам на средства из государственного и муниципальных бюджетов.

70%

К настоящему моменту локализовано около 70% элементов нового экскаватора-погрузчика. Преобладающая часть деталей и узлов гидросистемы произведено российскими компаниями, РВД изготавливает непосредственно сам ЕлАЗ, из зарубежных элементов остались только гидронасосы и гидрораспределитель.

Каркас кабины на сегодняшний день изготавливается на ЕлАЗе из сложного профиля, выпускаемого на турецком заводе. Причина – в том, что при замене профиля на российский необходимо будет вновь пройти процедуру сертификации по ROPS/ FOPS, что связано с рядом сложностей. При этом большая часть пластиковых компонентов также изготавливается в РФ, как и стекла и вся светотехника.

Сиденья, отвечающие требованиям комфорта и безопасности, изготавливает российская компания ТИС, которая базируется в Елабуге. В настоящее время рассматривается вопрос о сотрудничестве с ТИС в сфере выпуска сидений для другой техники Bobcat, которая изготавливается на европейских заводах. Так, в 2018 году в лаборатории Bobcat уже были успешно проведены испытания кресел ТИС, оснащенных поворотным механизмом.

Шины для модели Bobcat B780 изготавливают в Барнауле, диски – воронежским предприятием, жгуты электрических проводов – на мощностях завода КАМАЗ в Набережных Челнах. Технические жидкости также выпускаются в РФ.

Из зарубежных компонентов сейчас остаются только не имеющий аналогов в классе по производительности и экономичности турбированный силовой агрегат Perkins мощностью 100 л. с., а также трансмиссия Powershift и мосты (но карданные валы произведены в РФ).

Впрочем, по сообщениям специалистов Bobcat, уже с мая 2020 года планируется выпускать экскаваторы-погрузчики, оснащенные локализованной в России силовой установкой Cummins.

Перед тем, как приступить к сборке модели Bobcat В780 в Елабуге, руководство Bobcat провело масштабный комплекс работ, направленных на всестороннюю подготовку к локализации производства. Сейчас выпуск экскаваторов-погрузчиков Bobcat В780 на заводе ЕлАЗ происходит в соответствии с требованиями законодательства от 2018–2019 годов по локализации, а утилизационный сбор полностью компенсируется госбюджетом.

Благодаря этому рекомендуемая рыночная стоимость у новых машин будет ниже, чем у импортируемых моделей. Выпускать экскаваторы-погрузчики Bobcat на мощностях ЕлАЗа начали в 2019 году, выделив для этих целей отдельную линию с шестью постами, работающую в одну смену по полному циклу.

Специально для того, чтобы журналисты могли лично оценить оснащенность цехов, им провели экскурсию по производственной линии. На представителей СМИ произвел впечатление царящий на линиях порядок, хорошая вентиляция и отопление помещений. Также журналистами отмечена высокая компьютеризация производственной линии и оснащение. Так, перед тем, как запустить новую линию, завод приобрел новое сварочное и покрасочное оборудование, соответствующее требованиям и стандартам Bobcat.

Пока еще линия сборки функционирует не в полную мощность, но перед ЕлАЗом и Bobcat стоит цель брать качеством, а не количеством. Поэтому первостепенная задача на текущий 2020 год – гарантировать стабильно высокий уровень качества выпускаемой продукции, подтвердить локализацию уже выпускаемых в РФ компонентов, наладить бесперебойные поставки запчастей, а также обучить специалистов компаний-дилеров технологиям продаж, сервиса, обслуживания, диагностики и ремонта, принятым в Bobcat. Только после того, как эти процессы будут отлажены, планируется приступать к наращиванию объемов.

Сборкой машин занимается персонал, прошедший специальные обучающие курсы на находящемся в Чехии заводе Bobcat. От остальных сотрудников завода ЕлАЗ, которые, к слову, не имеют допуска к линии Bobcat, сборщиков машин Bobcat также отличает особая униформа.

Все сотрудники на линии получают инструкцию с четко прописанными требованиями по выполнению операций, а также спец. инструмент. Выполнив предписанную работу, сборщик оставляет подпись в паспорте сборки, которым снабжаются все без исключения единицы техники.

Совершаемые работниками манипуляции фиксирует камера, а также происходит замер затраченного на каждую задачу времени. Затем специальная программа анализирует движения сотрудника и предлагает решения, которые помогут снизить потери рабочего времени из-за различных недочетов, к примеру, далеко находящегося инструмента. Это позволит оптимизировать рабочий график и уже вскоре выйти на нормальный темп сборки.

Первые результаты заметны уже сейчас. Так, если в начале запуска производства на изготовление одной единицы техники уходило 918 нормо/часов, то на текущий момент этот процесс занимает чуть больше 600 нормо/часов.

Служба контроля качества ЕлАЗа проверяет качество сборки машин Bobcat на каждом сборочном посту, а также дважды у каждой модели в сборе – первый раз после установки всех внутренних узлов и элементов на раму до монтажа панелей корпуса, а второй раз уже после схода полностью собранного экскаватора-погрузчика с конвейера.

Но важно понимать, что требования Bobcat, предъявляемые к контролю качества продукции, существенно разнятся с установленными на ЕлАЗе нормами и являются более строгими. Чтобы выпускаемая продукция соответствовала высоким стандартам бренда, сборка экскаваторов-погрузчиков Bobcat на елабужском заводе также контролируют двое инженеров по качеству Bobcat, прошедших обучение в Чехии. Также для контроля завод систематически посещают инженеры Bobcat из Европы.

Проверка качества 8 часов вместо 3-х

Помимо этого, абсолютно все сошедшие с конвейера единицы техники подвергаются всесторонней проверке качества и рабочих функций на протяжении восьми часов, тогда как обычно этот процесс занимает три часа. В ходе испытаний проверяются экскаваторные способности машин, эксплуатация с гидромолотом, с ковшом и не только. Примечательно, что испытание всех 100% продукции для Bobcat уникально, как и восьмичасовые смены. Проводить проверку на протяжении столь длительного временного промежутка потребовали дилеры.

Теперь обратим внимание собственно на виновника торжества. Примечательно, что экскаватор-погрузчик модели B780 – это первый локализованный в Российской Федерации продукт Bobcat, который получил право маркировки «Сделано в России». По словам директора по продуктовой линейке погрузчиков Doosan Bobcat EMEA Ярослава Фишера, получение этого сертификата позволит Bobcat еще больше концентрироваться на удовлетворении потребностей отечественных потребителей, снабжая их высокотехнологичными машинами. Выбор для локализации конкретно этой модели не был случайным, так как, оснащаясь равновеликими колеса, В780 является совершенно уникальным для РФ. Ниша экскаваторов-погрузчиков с разными колесами на отечественном рынке занята множеством техники других брендов с более низкой рыночной ценой, из-за чего конкуренция в этом сегменте представляет сложности для Bobcat. В то же время равноколесных моделей с крабовым ходом, да еще и с такими преимуществами, как у Bobcat В780, практически нет. Отличие выпускаемого на ЕлАЗе Bobcat В780 от этой же версии, изготавливаемой в Турции, заключается в применение компонентов, деталей и элементов отечественного производства. Конструктивные особенности и технические характеристики при этом идентичны и соответствуют высокому стандарту Bobcat.

Чем же примечательна модель Bobcat В780?

Машина, как и вся техника бренда, отличается высокой производительностью, надежностью, эксплуатационным удобством и продуманной эргономикой. Залогом исправной службы при интенсивной эксплуатации, в том числе при повышенных нагрузках и в сложных российских специфических условиях, является силовой агрегат Perkins с мощностью 100 л.с., соответствующий экологическому классу Stage III и обеспечивающий экономичный расход топлива.

Вся продукция Bobcat традиционно славится продуманными с учетом комфорта и безопасности условиями труда для оператора. Bobcat В780 также комплектуется просторной кабиной с хорошей обзорностью, удобным подрессоренным креслом, отопителем и кондиционером. За счет серво-джойстика обеспечивается удобное, легкое управление, не требующее оператора прилагать много усилий и помогающее ему достигать наилучших показателей точности и продуктивности в процессе работы. Вся информация о состоянии узлов и систем машины отражается на приборной панели. При этом рабочие органы техники характеризуются большей точностью движения, чем у экскаваторов-погрузчиков брендов-конкурентов.

Также сейчас для моделей В780, которые планируется использовать в северных регионах нашей страны с суровым климатом, в партнерстве с ЕлАЗом происходит адаптация автономного дополнительного обогревателя на экскаваторы-погрузчики непосредственно на предприятии Eberspächer Hydronic (Германия), занимающемся изготовлением отопительного оборудования.

Следующее отличие Bobcat В780 от схожих моделей других брендов – полностью автоматическая трансмиссия. За счет трех режимов рулевого управления машина демонстрирует отличную маневренность. Исходя из обстановки, условий площадки и стоящих перед ним задач оператор может задействовать при повороте только передние колеса, двигаться всеми четырьмя колесами «след в след» или включать «крабовый ход». Поскольку нередко экскаваторы-погрузчики эксплуатируются на тотальном бездорожье, да и сами по себе российские дороги оставляют желать лучшего, машина оснащается системой демпфирования колебаний стрелы при движении, за счет чего передвижение машины становится более плавным и комфортным для водителя, а также минимизируются риски рассыпания перевозимого груза.

Дополнительно для расширения функционала машины предлагается сменное навесное оборудования, включая экскаваторные ковши разного объема, многофункциональный ковш погрузчика, вилочные захваты для поддонов и другие устройства собственного производства Bobcat. Электронная система управления осуществляет автоматическую настойку на взаимодействие техники с агрегатами, а монтажная рама особой конструкции облегчает смену навесок.

Чтобы дать журналистам возможность лично оценить характеристики первой локализованной машины, представители Bobcat не стали ограничиваться рассказом и презентацией, а устроили тест-драйв машины в зимних условиях. В процессе испытаний В780, находясь на покрытой снегом площадке, без труда выкопал яму, набрал грунт и снег в ковш, а также с легкостью передвигался на покрытой льдом и неровностями поверхности. Положительной оценки от журналистов, поднимавшихся в кабину, удостоились интуитивно-понятные рычаги управления, комфортное кресло и оптимальная температура внутри кабины, а также отличная обзорность.

Еще одна фирменная черта бренда Bobcat – комплексное послепродажное сопровождение техники. В России сервисное обслуживание, ремонт, поставки запасных частей осуществляются через дилерскую сеть. К примеру, компания «НАК Машинери», на протяжении многих лет являясь официальным дилером Bobcat. Реализует широкий модельный ряд техники Bobcat , оригинальные запчасти, комплектующие и сменное оборудование, а такжн предоставляет сервисное сопровождение за счет собственной развитой филиальной сети, полностью укомплектованных складов запчастей и хорошо отлаженных связей с заводом Bobcat.

Согласно плану руководства компании, в течение текущего 2020 года на мощностях ЕлАЗа планируется произвести, а затем реализовать порядка 100–120 единиц экскаваторов-погрузчиков. При этом в первом полугодии порядка 80 единиц будут комплектоваться двигателями Perkins, а уже во втором полугодии планируется оснащать машины локализованными силовыми установками Cummins. В целом же до 2025 года Bobcat рассчитывает увеличить долю на российском рынке экскаваторов-погрузчиков до 15% и занять место ТОП-3 среди производителей в данном сегменте.


Вернуться к списку новостей